Психоэмоциональное состояние подростка. Психология подростка: особенности развития по возрасту

Психологическая диагностика осуществляется профессиональным психодиагностическим инструментарием, которым работают только профессиональные психологи и интерпретируют результаты с учетом всего арсенала психологических данных о человеке.

В результате получается полный психологический портрет личности с прогнозом дальнейшего поведения и изменения себя, с целью изменения качества своей жизни, выбора и изменения своего жизненного пути.

Никакие он-лайн тесты, которые широко сейчас распространены в сети, не заменят вам профессиональной психологической диагностики, индивидуальных рекомендаций с учетом вашей личности, а так же, при желании возможности профессиональной психотерапии, психокоррекции и консультирования.

Предлагаемые направления психодиагностики:

Раннее детство (1-3 годы):

  • Диагностика моторно-двигательных мыслительных актов;
  • Диагностика-нервно-психического развития детей;
  • Комплексное исследование ребенка;

Дошкольное детство (3-6 лет):

  • Определение уровня зрелости нервных процессов;
  • Исследование памяти;
  • Изучение внимания; Исследование зрительно-моторной координации;
  • Оценка уровня восприятия;
  • Диагностика свойств личности и психических состояний в дошкольном возрасте;
  • Признаки психического напряжения и невротических тенденций;
  • Диагностика социального здоровья дошкольника;
  • Психологическая диагностика готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст (7-11 лет);

  • Оценка психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • и др. моменты по запросу родителей

Подростковый возраст (12-16 лет)

  • Диагностика развития психических процессов (мышление, внимание, память);Диагностика психических состояний и свойств личности в подростковом возрасте (самооценка, уровень притязаний, страхи, тревожность, агрессивность, самочувствия,оценка нервно-психического напряжения, депрессии, диагностика суицидального поведения);и др., по запросу родителей.
  • Диагностика профессиональной направленности личности.
  • Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов;
  • Комплексная психологическая диагностика личности (самооценка, тревожность, страхи, тип личности, возможности, свойства нервной системы, особенности темперамента, характер и т.д).
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Диагностика эмоциональных особенностей и риска заболеваний;
  • Диагностика нервно-психического напряжения;
  • Психологическая диагностика уровня невротизации личности;
  • и др.

Профессия

  • Направленность личности;
  • Оценка профессионально важных качеств;
  • Диагностика психических состояний и свойств личности;
  • Поведение личности в стрессовых ситуациях;
  • Оценка синдрома профессионального выгорания.
  • Мотивация личности;
  • Оценка психологической профессиональной адаптации;
  • и др.

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)

Работу выполнила :

Козловская Ольга Викторовна

учитель биологии

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Сакская средняя школа №2»

г. Саки Республики Крым

г. САКИ-2016

ТЕЗИСЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К НЕВРОТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМ У ПОДРОСТКОВ

Актуальность исследования.

Цель исследования – изучение влияния стресса на формирование невротических состояний у подростков.

Задачи исследования :

В результате теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования установлено, что для подросткового возраста характерно развитие невротических состояний, которые чаще всего детерминированы наличием стресса.

Следует отметить, что формирование невротических состояний обусловлено высоким уровнем агрессивности, тревоги, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости. Проведенное нами исследование будет полезно и необходимо не только для родителей и педагогов, но и для школьных психологов, которые могут на ранней стадии формирования невротических состояний осуществлять психокоррекционную и психопрофилактическую работу.

С ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ... .................................................................. ..... .. 7

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста…….…..7

1.2. Особенности проявления психологического стресса………………..8

1.3. Психологические особенности проявления тревожности у подростков……………………………………………………………………....…12

1.4. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте ……………………………………………………………16

Выводы к разделу I ………………………………………………………..16

РАЗДЕЛ II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА У ПОДРОСТКОВ …………………………………………………………..…..…………..17

2.1. Характеристика групп испытуемых…………………………………17

2.2. Методы и методики исследования……………………………………17

2.3. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………..20

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……25

Список используемой литературы ……………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изучение проявления стресса у подростков является одной актуальных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей проявления стресса у подростков.

Невротическое состояние - защитное приспособление к реальности неуверенного в себе человека, вызванное психотравмирующей ситуацией. Невротические состояния очень часто приводят к неврозам, которые, в свою очередь делят на три вида: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию .

Таким образом, невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. Ранняя диагностика невротических состояний у подростков позволит предотвратить формирование неврозов и поможет учителям, школьным психологам и родителям своевременно обратить внимание на проблемы подросткового возраста.

Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс, и как следствие - развитие невротического состояния.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль играют взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми, а также проблемы, которые возникают в школе (переутомляемость, большая загруженность в школе, астения, снижение концентрации внимания и общей работоспособности)

Объект исследования - психологические особенности проявления стресса у подростков.

Предмет исследования - особенности проявления стресса у девочек и мальчиков в подростковом возрасте.

Цель исследования - исследование влияния стресса на формирование невротических состояний у подростков.

Гипотеза исследования. Формирование невротических состояний у подростков определяется их уровнем и видом агрессивных реакций, тревожности, экстраверсии или интроверсии. Существуют различия в проявлении стрессовых реакций у мальчиков и девочек подросткового возраста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи :

1. Изучить особенности проявления и возникновения стресса у подростков.

2. Выявить причины стресса у подростков, а именно исследовать проявление агрессии и тревожности.

3. Определить механизм возникновения стресса у подростка.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику невротических состояний у подростков, установить разницу в их проявлении между мальчиками и девочками.

Методы исследования:

    Исследование тревожности (опросник Спилберга - Ханина)

    Диагностика состояния агрессии (опросник Басса - Дарки)

    Опросник Г.Айзенка

Теоретико-методологической основой нашей работы послужили исследования известных психологов, которые посвящены проблемам подросткового возраста, взаимосвязи невротических расстройств с особенностями психического развитии, положениям о периодах возрастных кризисов.

РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Мы исходим из того, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознании.

Подростковый возраст является образованием культуры, имеющий историческую и социальную обусловленность. Подростковый этап в развитии личности не имеет стабильных границ и с развитием культуры отодвигается на все более старший возраст и увеличивается в продолжительности.

Подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения человека в культуру Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры.

В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Особенностью подросткового возраста является формирование самосознания, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами. В этот период жизни подросток начинает активно позлащать информацию.

1.2. Особенности проявления психологического стресса.

Формы проявления стресса.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы).

Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего - негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.). Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состоянии) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности.

1.3. Особенности проявления тревожности у подростков

Важное место в современной психологии занимает изучение аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростковый возраст часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в подростковом возрасте, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у мальчиков и девочек подросткового возраста может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности подростков. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием мальчиков и девочек в наиболее значимых для них областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение подростков. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого мальчика или девочки подросткового возраста, существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия подростков.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку в подростковом возрасте. Повышенный уровень тревожности у подростков может свидетельствовать об их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.

Наблюдения за поведением мальчиков и девочек не привели к обнаружению половых различий, однако при опросе учителей и самих испытуемых выяснилось, что девочки более робки и тревожны.

Так, половые различия по тревожности не связаны с возрастом испытуемых: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы.

Таким образом, вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения. Не последнее место занимает изучение гендерных различий в проявлении тревожности.

1.4. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте.

Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения. Что же происходит с развитием эмоциональной сферы подростка?

Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только с взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра».

Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов- возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения - ослабевают. Таким образом, получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее.

Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.

Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков- возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

Имеются данные, что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников, в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.

Эмоциональное развитие мальчиков - подростков отличается от развития девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет.

Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере- резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-либо в руках и т.п.). Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.

Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом.

Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также более способным к их торможению волевым усилием.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.

Вывод ы к разделу I

    Стресс - системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие,имеющая приспособительное значение.

    Невротические состояния могут быть вызван ы действием неблагоприятных факторов и выражающихся в нарушениях эмоциональной сферы человека и различных вегетативных расстройствах. Основной причиной невроза являются различного рода социальные конфликты (ссоры, обиды, несправедливое отношение со стороны других, эмоциональный стресс и т.п.), в результате которых у человека может возникнуть болезненное переживание неудачи, внутренние конфликты, чувство недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и т.д.

    В качестве главных проявлений невротических состояний выступают различные нарушения эмоциональной сферы: подавленное настроение, слезливость, тревога, страх, повышенная тревожность, вербальная или косвенная агрессия, отчаяние, нетерпимость, раздражительность. В практической части нашей работы именно эти проявления мы постараемся изучить и показать разницу в их проявлении у мальчиков и девочек.

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ

2.1 Характеристика групп испытуемых

Целью нашей работы является выявление невротических состояний у подростков. В исследовании приняли участие 30 (15 мальчиков и 15 девочек) подростков – учеников МБОУ «Сакская СШ № 2». Возраст подростков –12 -13 лет.

В нашей работе мы использовали следующие диагностические методики: опросник диагностики состояния агрессии Басса-Дарки, опросник тревожности Спилберга-Ханина, опросник Айзенка для диагностики эксраверсии, интроверсии и эмоциональной стабильности.

2.2 Методы и методики исследования

Для диагностики агрессивных и враждебных реакций подростков нами был использован опросник Басса-Дарки.

А. Басса, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басса и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) -1, 3, 7.

Тестирование проводилось в коллективной форме, в спокойной, непринужденной обстановке, где подросткам предлагалось 75 утверждений, на которые они должны были ответить либо «да», либо «нет».

Для диагностики тревожности подростков нами был использован опросник Спилберга-Ханина

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Для диагностики, направленной на выявление экстраверсии-интроверсии подростков нами был использован опросник Г. Айзенка, который включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник даёт возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

    1. Анализ полученных результатов и их интерпретация.

Результаты психологического тестирования с помощью опросника Айзенка для диагностики свойств и определения типа темперамента находятся в таблице 2. 3. 1.

Таблица 2.3.1

Данные опросника Айзенка

Экстраверсия – интроверсия

12(40 %)

18 (60 %)

Нейротизм – эмоц. стабильность

21 (70 %)

9 (30 %)

По результатам данной методики мы можем наблюдать, что у девочек экстраверсия выражена больше чем у мальчиков. 18 девочек, что составляет 60 % от всей выборки, более общительны, предприимчивы, неусидчивы, предпочитают проводить время в веселой компании, активны. Мальчики, в отличие от девочек, более эмоционально нестабильны. 21 мальчик, что составляет 70% от общего числа испытуемых, более неустойчивы, раздражительны, эмоционально лабильны, конфликтны возбудимы.

Данные тестирования по опроснику агрессивности Басса-Дарки расположены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Опросник агрессивности Басса-Дарки

По результатам таблицы видно, что у мальчиков по сравнению с девочками больше выражена физическая и вербальная агрессия , а также общий индекс агрессивности. У девочек по сравнению с мальчиками наблюдается более высокий уровень негативизма, раздражительности, обиды, косвенной агрессии и выраженного чувства вины. Шкала подозрительности практически одинаково представлена и у мальчиков, и у девочек.

В таблице 2.3.3 отражены показатели по методике оценки тревожности и агрессивности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина .

Таблица 2.3.3

В результате проведения данной методики видно, что п оказатель тревожности преобладает больше у девочек, чем у мальчиков. У 18 девочек, что составляет 67 процента, тревожность наиболее высока, по сравнению с мальчиками, у которых уровень тревожности равен 33 %. Неагрессивные реакции одинаково представлены в обеих группах: у 10 % мальчиков, и у 11 % девочек. Следует отметить, что у девяти подростков неагрессивных реакций не было выявлено и вовсе. К агрессивным реакциям опять-таки склонны и девочки, и мальчики. 12% девочек и 13 % мальчиков проявляют повышенную агрессивность, тогда как у пяти подростков исследуемой группы данный показатель не обнаружен.

Выводы

    В результате теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования установлено, что для подросткового возраста характерно развитие невротических состояний, которые чаще всего детерминированы наличием стресса. Следует отметить, что формирование невротических состояний обусловлено высоким уровнем агрессивности, тревоги, экстраверсии, эмоциональной неустойчивости.

    Установлено, что существуют различия в проявлении стрессовых реакций у девочек и мальчиков. Так, например, у девочек-подростков наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии, а у мальчиков - к вербальной и физической агрессии. В целом же показатели видов агрессии у мальчиков и девочек подростков различаются незначительно.

    У девочек количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (ответы подростков содержат в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица), то есть, у данных испытуемых явно выражен мотив агрессии; кроме этого у девочек преобладает уровень негативизма, обиды раздражительности.

    У мальчиков количество агрессивных реакций доминирует над числом неагрессивных (ответы подростков содержат в себе явное оскорбление или угрозу в адрес другого лица), то есть, у данных испытуемых явно выражен мотив агрессии; однако, мальчики более эмоционально стабильны по сравнению с девочками. Кроме этого, девочки по отношению к мальчикам более экстравертированы.

    Таким образом, на основании проведенного э мпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что степень выраженности компонентов , которые могут привести к невротическим состояниям, у подростков различна . В исследовании принимали участие 30 учеников средней школы и у 27 из них можно установить склонность к формированию невротических состояний. Проведенное нами исследование будет полезно и необходимо не только для родителей и педагогов, но и для школьных психологов, которые могут на ранней стадии формирования невротических состояний осуществлять психокоррекционную и психопрофилактическую работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется в частных сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них - желание утвердиться и выделиться, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил. Этот протест может привести подростка в одну из многих неформальных групп различного толка, может подтолкнуть его к побегу их дома, бродяжничеству. В особо тяжелых ситуациях у подростков может проявиться суицидальное поведение - мысли о смерти, соответствующие угрозы, попытки самоубийства.

В нутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями: у юношей-подростков все показатели агрессии выражены гораздо более сильно, чем у девушек. У юношей, в отличие от девушек (у девушек агрессивность, в основном, существует потенциально - в формах страха или зависимости) агрессивность обнаруживается как тенденция или реальность поведения. У юношей-подростков преобладает прямая физическая и вербальная агрессия; в отличие от них, у девушек преобладает косвенная вербальная форма агрессии.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют различия стрессовых реакций у мальчиков и девочек подросткового возраста. Целью проводимого в рамках нашей работы эмпирического исследования стало выявление различий в уровне агрессивности, невротизма, тревожности у девочек и мальчиков.

Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что степень выраженности компонентов агрессивного поведения, невротизма, тревожного поведения у подростков различна .

Таким образом, цель нашего исследования - изучить проблему проявления стрессовых реакций в подростковом возрасте между мальчиками и девочками, и выявить различия в уровне агрессивности у юношей и девушек - достигнута; задачи реализованы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.-369 с.

    Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с.

    Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.- 288с

    Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984. – 489 с.

    Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 320 с.

    Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР, 2006. – 160 с.

    Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры тревожности у подростков. // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск: МГУ, 2003. С. 6–7.

    Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. – 319 с.

    Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

Разделы: Школьная психологическая служба

Социальная ситуация развития подростка

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые не замечают в своих отношениях с детьми, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с ребятами от десяти до двенадцати.

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего подросткового возраста. Так или иначе школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связеи. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства – дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя). Они украшают (как умеют) свои личные предметы – велосипеды, тетради, книги, кровать и тому подобное. Часто это выглядит, как порча или пачканье, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы более личные свойства, становится своей. Именно вещь имеет сначала для ребёнка свойства тайны, только ему известной. Такая «тайная» вещь обозначает степень дозволенности воздействия другого. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное разрушение их вызывает у ребёнка бурю чувств. Похоже, что так рождается новое с социальных связях. Они начинают регулироваться осознанной мерой воздействия, а это и возможность сказать «нельзя» другому человеку, и демонстрация себя «ненастоящего», когда можно притвориться, выдумать или, как говорят, манипулировать не только другими, но и собой.

Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное. Это особая форма лжи, которая не связана ни с какими наказаниями или просто последствиями. Обычно о её существовании родители знают редко, только в ретроспективном анализе взрослый человек может найти факты такого поведения в «конце детства» (10-12 лет). Это один из вариантов, как называют его дети, белой лжи. Часто его содержание навеяно вероятными семейными тайнами – происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам и тому подобное. Эти выдуманные факты собственной биографии ребёнок может «опробовать» и в общении со сверстниками, но обычно они не встречают у них большого интереса. Это явление должно быть очень важным, хотя оно, к сожалению, мало исследовано в специальной литературе. Можно полагать, что достаточно высокая степень его распространения говорит о необходимости таких «проб себя» как момента в развитии ребёнка. В дополнение этому явлению как ещё одну грань «проб себя» можно исследовать и смену читательских интересов детей. В конце детства их больше привлекает литература о сверстниках, и их реальной жизни, о возможных событиях и приключениях. В психической реальности ребёнка появляются условия для осуществления режиссёрского воздействия на собственную жизнь.

Ребёнок пробует свои возможности изменения в отношениях с другими людьми, ориентируясь на содержание своей Я-концепции и концепции другого человека, где появляется важнейшее образование – единица измерения отношений, мера правuльностu, как назвала её г. с. Абрамова. (1) Зарождается эта единица в переживании воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства («Ты сломал мою игрушку», «Ты испортил мой рисунок», «Ты выбросила мои палки») и связана с переживанием боли или отрицательных чувств, основанных на потере предметом части его свойства. Предмет, на который оказано другим человеком деструктивное воздействие, становиться ущербным неправильным.

Младшие подростки часто производят впечатление педантов, они очень переживают, если известная им правильность нарушается, особенно в отношении их самих, например, проявляется, по их мнению, несправедливость.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Эти нормы чужды самому человеку, их надо освоить, для того чтобы другие люди не причиняли боль, разрушая границы психологического пространства. Мера правильности, требование соблюдать её – основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других. Обида детей этого возраста на взрослых почти всегда связана с тем, что они нарушают границы психологического пространства, делают явным для дру.гих тайное Я ребёнка. Тяжело наблюдать состояние ребёнка, которого мать стыдит перед всем классом за то, что он прогулял школу. Мать считает, что она поступает правильно, но никто не узнает по-настоящему, какой страх перед контрольной остановил десятилетнего парнишку перед дверями школы. Он боялся быть плохим учеником, боялся быть «неправильным учеником», он честно боялся, он честно строил свои отношения со взрослыми как правильный (хороший) мальчик, но не получилось.

Современный психолог Лоренц Колберг исследовал отношение детей к моральным дилеммам. Ребёнок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он не был, но мог оценить положение человека, для которого следование правильным нормам вступало в противовес с интересами других людей. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой.

Многие психологи используют результаты, полученные Л. Колбергом для изучения особенностей морального развития конкретного ребёнка, ориентируясь на содержание этапов развития, описанных им. Они приведены в таблице, учитывая приблизительность возрастных границ.

Уровень

Возраст, лет

Что значит себя правильно вести

Почему надо вести себя правильно

0 4 Вести себя, как хочется. Справедливо то, что я делаю Чтобы получать награды и избегать наказаний.
1 5-6 Делать, что велят взрослые Чтобы избегать неприятностей
2 6-8 Вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне Чтобы не упускать своего
3 8-12 Отвечать ожиданиям других; доставлять другим радость Чтобы другие хорошо обо мне думали, и сам я хорошо о себе
думал
4 12-… Удовлетворять общественным требованиям Чтобы способствовать стабильности общества, быть хорошим гражданином

Для детей в младшем подростковом возрасте преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё Я. Это одно из главных противоречий этого периода, которое разрешается созданием, освоением меры правильности (то есть оправданной, обоснованной, нужной) в регуляции отношений других к Я и Я к самому себе.)

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни ребёнок овладевает важнейшим человеческим качеством ­трудолюбием. Трудолюбие – это не волевое качество, оно одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по её организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь».

В это время все трудовые навыки ребёнка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все его навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я. В это время современный ребёнок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то есть орудиями труда. Именно их свойства, как бы воплощают возможные конечные цели действия, что делает инициативы ребёнка, применяющего эти инструменты, вполне конкретными
и осуществимыми.

В современных условиях эта потенциальная готовность детей к устройству жизни реализуется в условиях, когда сама социальная действительность очень сложна и понятие обустроенной жизни становится весьма неопределённым.

Это порождает для подростков очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений. Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, необязательно проявляется в социальных отношениях или в школе.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте

Школа в современной культуре становится особым инструментом со своими целями и задачами, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам, часто выглядящим вполне фантастически (1).
Вооружённый воображением и способностью действовать по правилам (по образцу взрослых отношений), ребёнок находится в школе. Воображение помогает ему действовать.
Школьное детство – это ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.
Требования, правила в отношениях с другими людьми, нормы предметных действий раскрывают закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть.

Суждения ребёнка основаны на житейском опыте, выражены в словах как средствах мышления. Научный тип мышления , который ребёнок при обретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее, действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребёнка такие стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте.

Вместе со знаниями в жизнь ребёнка входят книги – учебники. Работа с ними – это одно из первых действий по овладению навыками самообразования
Под руководством учителя школьник учится работать над текстом, так же, как учится понимать учебную задачу, учится проверять свою· работу по образцу, учится правильно её оценивать.

В жизнь ребёнка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого диалога в том, что он формирует у ребёнка научную картину мира – открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления. Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребёнок овладевает способами организации учебного труда.

Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает чёткое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия качественно новое свойство человеческой психики.

Младший подросток начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со взрослыми. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего подростка с учителем открывает для него новые формы сотрудничества с другими. Уже к шестому классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребёнка, вносят в неё новое качество – оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. Результатом учебного труда является научное мышление.

Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. При решении, например, задачи о количестве яблок для ситуации учения совершенно не важно – вкусные эти яблоки или нет, какого они цвета. Для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребёнку надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), находить способы её решения (как и с помощью чего я могу её решить?), оценивать себя (что я умею делать?), контролировать себя (правильно ли я делаю?). Всё это постепенно формируется в учебной деятельности ребёнка. Но без помощи взрослых ребёнок не научится управлять собой.

Когда ребёнок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для её достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Произвольность поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребёнка со взрослыми как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Взрослый поспособствует развитию индивидуальности ребёнка, если сформирует у него теоретический, научный тип мышления, позволяющий обращать внимание на самые существенные связи и отношения окружающего мира. Но далеко не всегда в своей работе учителя и родители выполняют такие требования, необходимые для полного психического развития подроста. И «мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, всё больше тяготеют бременем учения, как многие из них избегают его», – пишет известный педагог Ш.А. Амонашвили.

Чтобы помочь детям в учении, надо чётко представить, что важнейший компонент научного мышления, которым ребёнок овладевает в школе, – не только выделять существенное в окружающем мире, но и способность обосновать, оценить, проконтролировать свои действия, свой выбор того или иного способа действия. Это значит, что при оценке результатов учения взрослые должны исходить из особых критериев, которые отражают подлинные показатели развития ребёнка, а не успешность в исполнении тех или иных частных, пусть и достаточно сложных, действий.

Если есть в семье младший подросток, как спрашивают его о школьных делах: какую отметку он сегодня получил или чему он сегодня научился. Разница в вопросах отражает и суть проблемы снижения интереса к учению в младшем подростковом возрасте. В вопросе об оценке невольно придаётся значение только результату, и оценкой меряются способности, трудолюбие и другие качества школьника. Результат учения очень важен, но он не выражается только в оценке. Он выражается в реальных знаниях и умениях ребёнка. Возникает трудность в том, что родители, часто не осознавая этого, подстраивают своё отношение к ребёнку в соответствии с его школьными успехами. Успешность ребёнка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, реальной помощью и поддержкой родителей, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки или бессмысленными усилиями по переписыванию несколько раз домашних заданий.

Чтобы изменить отношение к успехам и неудачам ребёнка в учении, надо понять, чем они вызваны. Может на пути его стоит идол, который, по словам Сухомлинского, подстерегает ребёнка в школе. Идол – это оценка. Оценка часто приобретает большое значение в жизни ребёнка. Со стороны взрослого она должна предполагать прежде всего такие критерии, которые известны самому ребёнку. Тогда оценка становится содержательной, и ребёнок учится оценивать своё продвижение в усвоении материала. Самообучение будет поощрять ребёнка к дальнейшему обучению. Родители в этом отношении могут многое сделать для своих детей, если постараются сами увидеть содержательную сторону оценки и научить этому видению ребёнка, а не ориентироваться слепо на социальное значение оценок.

Современные исследования показывают, что ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Он хочет и умеет научить его. Быть активным, самостоятельным в учебно-познавательно деятельности. Он выступает и формируется в ней как личность. Чтобы такое происходило, чтобы ребёнок был так же жаден до знаний, как и в до­школьном возрасте, так же стремился действовать, как взрослый, родители должны всеми способами поощрять его в учёбе, приветствуя наималейшие успехи и не акцентируя внимания на временных неудачах. Сделать это бывает порой не просто, требуется совместная работа учителя и родителей. Но она тем более оправдывает себя, что цель её всегда благородна: создание благоприятных условий для развития личности. Прийти в школу не только по требованию учителя, не только с претензиями на его «необъективность», но прийти к нему как к единомышленнику, как к человеку, который заинтересован в развитии вашего ребёнка, – это те новые для родителей отношения, возникающие с поступлением ребёнка в школу. Осуществление их бывает не менее сложно, чем перестройка представлений о самом ребёнке, да и своих методах воспитания. Но их необходимо построить достойным образом, так как и вы, и учителя являетесь для ребёнка представителями мира взрослых, куда он так стремиться попасть.

У младшего подростка ещё только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он ещё только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он ещё только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Если взрослые не дадут ему настоящих, содержательных оценок он заменит их фетишами и идолами, которые закрывают сущность вещей и человеческих отношений. Не видя, не зная, не имея оснований для свободного выбора и оценки, он пойдёт на поводу случайных свойств вещей. на поводу стереотипов и шаблонов.

дипломная работа

1.4 Особенности психических состояний у подростков

О переходном периоде обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Однако в этом случае необходимо различать общую эмоциональную реактивность и различные специфические аффекты и влечения. Некоторые особенности психических реакций переходного периода коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации с нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия, сплошь и рядом превалируют над возрастными. Одно из первых мест занимает эмоционально-психологическая атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростка (Лебединская К.С., 1988).

Тем большими по амплитуде будут перепады настроения, нервные срывы, тем большая вероятность развития сначала акцентуаций характера и личности, а затем психопатий. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.

Эмоциональные проблемы подросткового возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании - озабоченности своим телом и внешностью, страха или бреда физического недостатка. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся у подростков, - часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм (Крайг Г., 2008).

Рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию. В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных психических состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования (Дубинко Н.А., 2007).

Фрустрационная теория упускает из виду, что на самом деле важнейшую роль для каждого конкретного человека играет психологическая значимость фрустрации. Завися от общей обстановки и особенностей индивида, его жизненного (адаптивного) опыта сила фрустрации может быть различной. Следовательно, именно психологическая значимость в этом случае определяет будут ли реакции человека агрессивными или нет. В связи с этим Э. Фромм (2004) указывал, что определяющим фактором для прогнозирования последствий фрустрации и их интенсивности является характер индивида. От его своеобразия зависит, во-первых, что вызывает в человеке фрустрацию и, во-вторых, насколько интенсивно и каким способом он будет реагировать на фрустрацию.

Типичными чертами подростков является также раздражительность и возбудимость. Физиологи объясняют это бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Отличительной особенностью физиологических проявлений подростков является то, что они могут эмоционально реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. Наконец, может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

В этот период жизни у девочек могут наблюдаться перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков отмечается двигательная расторможенность, они чрезмерно подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя (Крайг Г., 2008).

Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации (Райс Ф., 2010).

Психическое развитие в подростковом возрасте напрямую связано с изменением отношений подростка со сверстниками и родителями. В то время как общение со сверстниками приобретает для него характер острой потребности, в отношениях с родителями наблюдается стремление к обособлению, эмансипации. Особенно значимыми в этот период становятся дружеские отношения, предполагающие стремление к полному пониманию и принятию другого. Хотя способность понимания эмоций другого человека в этом возрасте находится на начальном этапе своего развития, отмечается постепенное увеличение с возрастом способностей к сочувствию и содействию, являющихся компонентами общей способности к эмпатии. Согласно И.М. Юсупову (2002), эмпатия - это целостный психологический феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Данные зарубежных исследователей говорят о выраженных связях между эмпатийностью и нравственным поведением. Именно способность к эмпатии, способствуя снижению общей, повышенной в подростковом возрасте тревожности и агрессивности, является основой для дружеских отношений. Высокоэмпатийные дети свои неудачи в межличностном взаимодействии склонны объяснять внутренними причинами, с другой стороны, дети с низкими показателями эмпатии дают им экстернальную оценку. Кроме того, экспериментально было выявлено, что установка на сочувственное отношение к другому способствует появлению чувства вины за наблюдаемое неблагополучие объекта, что может снизить вероятность проявления агрессии (Дмитриева Т., 2002).

У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождается улучшением коммуникативности и общего психического самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20 процентов от общего числа, т.е. почти столько же, сколько и у взрослых (Румянцева Т.Г., 1992).

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию психического равновесия и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности. В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей (Семенюк Л.М., 2008, с.74).

1. Мальчики с невротическими тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

2. Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся, поэтому странными и пародоксальными.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова (2004), подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношении окружающих. Тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами. Такую мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию. Агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают, агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют “настроиться и собраться”, когда это необходимо (Семенюк Л.М., 2008).

Акцентуации характера подростков

Выявление черт характера и его акцентуации требует более или менее длительного систематического изучения школьника в различных видах деятельности, в различных ситуациях и преимущественно при соответствующих типичных обстоятельствах...

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

С философских позиций вопрос о соотношении понятий процесс и состояние проанализирован А. Л. Симановым. В онтологическом плане любое состояние подвержено процессам изменения, в свою очередь...

Конфликтное поведение человека

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно...

Коррекция депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения...

Особенности психических состояний студентов в процессе обучения в вузе

Экспериментальное изучение особенностей психического состояния студентов в период сессии проводилось с помощью 3 методик: Самооценка психических состояний по Айзенку; опросник Спилбергера-Ханина (изучение самооценки личностной...

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования...

Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, являются следующие. - «Оптимальное рабочее состояние...

Психические состояния

От внутреннего состояния человека, воздействий окружающей среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние человека оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным...

Психические состояния личности

Как мы убедились еще в первой главе данной работы, познавательные процессы тесно связанны с эмоциональными и волевыми процессами и состояниями. Познавательный процесс - это психический процесс, с помощью которого человек познает мир...

Психические состояния человека

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д...

Психологические состояния и их виды

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний -- личностные и ситуативные; 2) в зависимости от степени глубины -- состояния (более...

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояниями подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам". Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Провокатором» его являются переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела. Поэтому подростки так боятся собственного физического и психического уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более характерных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в области межличностных отношений, т отмечавшиеся в предыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких страхов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится потерять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги".

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тревоги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшествующим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсутствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

В 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрасте - это возрастная характеристика, перекрывающая индивидуальные особенности развития, что желательно учитывать в плане профилактики психического развития подростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой самооценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового Возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосознания. Некоторые его компоненты только формируются.

Еще по теме Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка:

  1. Социализация личности подростка как этап становления самосознания
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
  3. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ