История создания календаря. Откуда взялся современный календарь Самый первый календарь в истории

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни.

Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия - при вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

История календаря

История развития календаря берет свое начало в далеком прошлом, а сам календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.

Шумерская цивилизация, а именно южная Месопотамия стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. В результате периодически получалось так, что время не совпадало с циклом весенних разливов рек, и тогда древние шумеры вводили один дополнительный месяц.

Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. Однако римский календарь представлял собой довольно странную систему - он состоял всего из 10 лунных месяцев, а дата наступления нового года была известна только жрецам-понтификам. Жрецы следили за движением луны, и когда она появлялась на небе, сообщали о наступлении календ (начало месяца) - для граждан Рима это был особый день, в который полагалось платить долги и налоги. Началом Нового года считалось первое мартовское новолуние.

В 700 г. до н.э. правящий римский царь Нума Помпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога входов и выходов, дверей и всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых.

Однако со временем возникла масса неудобств и путаница с месяцами. Для решения этой проблемы император Гай Юлий Цезарь пригласил в Рим египетского астронома Созигена. Воспользовавшись египетской календарной системой имеператор в 46 г. до н.э. перенес начало года на 1 януариуса. Оказалось так, что тот год оказался самым длинным в истории человечества, "годом замешательства", Созиген сделал все нечетные месяцы длиной 31 день, а все четные - 30 дней. Месяц "квинтилиус" стали называть "Юлиус" в честь реформатора, а позже император Октавиан Август переименует месяц "секстилиус" в свою честь - август и продлит его на один день, поменяв при этом продолжительность последующих месяцев местами.

Все проведенные реформы привели к тому, что появился високосный год. Однако эта мера тоже не смогла привести время в полный порядок, и каждые 128 лет все равно накапливался один лишний день, и в XVI веке христианские священники заметили, что эта ошибка влияет на дату Пасхи и других христианских праздников. Поэтому в 1582 году понтифик Григорий XIII создал специальную комиссию, которой Луиджи Лилио, итальянский математик и врач, предложил свой проект, который был впоследствии одобрен. По этому проекту из каждых четырехсот лет начали изымать 3 дня. Однако григорианский календарь тоже небезупречен - каждые 3300 лет накапливается ошибка, равная одному дню.

Календарь - это отличный подарок. Если вы ищите корпоративные подарки на 8 марта, то можете заказать календари с фирменным логотипом или изображением милых дам. Такой подарок будет по душе всем работницам вашего коллектива.

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ».

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Одними из первых создателей календарей были жители Древнего Шумера (находился на территории Ирака). Они пользовались лунным календарем, основанным на наблюдении за движением Луны. С его помощью можно согласовать сутки и лунный месяц. В древнешумерском году было 354 дня, и состоял он из 12 месяцев по 29 и 30 суток. Позднее, когда вавилонские жрецы-астрономы определили, что год состоит из 365,6 суток, прежний календарь переработали, он стал лунно-солнечным.

Еще в те времена, когда только начинали формироваться первые персидские государства, древние земледельцы уже имели свой календарь и знали: есть в году сутки, когда самый короткий день сменяет самая длинная ночь. Этот день самой продолжительной ночи и самого короткого дня называется днем зимнего солнцеворота и по современному календарю приходится на 22 декабря. Много веков назад в этот день древние земледельцы праздновали рождение бога Солнца — Митры. Праздничное действо включало много обязательных обрядов, с помощью которых люди помогали Митре родиться и победить злодейку Зиму, обеспечивая приход Весны и начало земледельческих работ. Все это было для наших предков очень серьезным занятием, ведь от своевременного прихода весны зависела сама их жизнь.

Позднее из Персии бог Митра попал к римлянам и стал одним из почитаемых ими богов. В Римской империи месяцы имели разную длину (иногда длину месяца можно было изменить за взятку), но Новый год неизменно приходился на 1 января — дату смены консулов. Когда же Римская империя официально приняла христианство и выяснилось, что новый, единый Бог Иисус Христос родился 25 декабря, это еще больше укрепило традиции празднования зимнего солнцеворота и стало удобным временем для новогоднего гулянья.

В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь, который был не только полководцем, но и верховным жрецом, используя расчеты ученого Созигена, перешел к простым формам египетского солнечного года и ввел календарь, получивший название юлианского. Эта реформа была необходима, так как существующий календарь сильно расходился с природным, и ко времени проведения реформы это отставание от естественной смены времен года составляло уже 90 дней. В основу этого календаря было положено годичное движение Солнца по 12 зодиакальным созвездиям. Согласно императорской реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был назван в честь бога Януса, олицетворяющего начало всего. Средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года, и эта временная неточность опять стала набегать.

В Древней Греции начало лета приходилось на самый продолжительный день в году — 22 июня. А летосчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр, которые устраивались в честь легендарного Геракла.

Вторая значительная реформа календаря была проведена папой Григорием XIII в 1582 году. Этот календарь назвали григорианским (новый стиль), и он заменил юлианский календарь (старый стиль). Необходимость изменений определялась тем, что юлианский календарь отставал от природного. День весеннего равноденствия, очень важный для определения дат религиозных праздников, смещался и с каждым годом становился все более ранним. Введенный григорианский календарь стал более точным. Дата дня весеннего равноденствия закрепилась за 21 марта, из календаря изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т.д., — поэтому в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.

Григорианский календарь был сразу же принят многими европейскими странами, а в начале XX столетия утвердился в Китае, Румынии, Болгарии, Греции, Турции, Египте.

На Руси применялось летосчисление, придуманное римлянами, и действовал юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей. До указа Петра I (1700 год) россияне вели свой календарь «от сотворения мира», которое, по христианскому учению, произошло 5506 лет до нашей эры, а начало Нового года праздновали где в сентябре, после уборки урожая, а где — в марте, в день весеннего солнцестояния. Царский указ привел наше летосчисление в соответствие с европейским и повелел праздновать Новый год зимой — 1 января.

До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.

Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель «пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции, Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира, Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись здравомыслящие головы, и реформу отклонили.

Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954 году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том, чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых проектах изменения календаря сведений пока нет.

В ряде мусульманских стран до сих пор пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 минуты 2,9 секунды. 12 таких месяцев составляют лунный год из 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (так называемый Метонов цикл). Лунно-солнечный календарь применяется у евреев, исповедующих иудаизм, для вычисления сроков религиозных праздников.

Это рассказ понемногу о многом - об истории календаря, об идах и календах, о названиях месяцев и дней недели на разных языках.

История календаря

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.
Но календарь и счет дней у древних римлян сначала были довольно запутанные и странные…

Вольтер сказал по этому поводу:
Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось…)))

Остальные дни обозначались указанием количества дней, оставшихся до ближайшего главного дня ; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день : ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа , обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами : первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны - периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:


Первый (весенний!) месяц года был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был… Марс ! Это уже потом он стал, как Арес, богом войны.
А месяц был назван мартиусом (martius) - в честь Марса .

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus -"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).
Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

Квинтилис (quintilis) - пятый; секстилис (sextilis) - шестой;

Септембер (september) - седьмой; октобер (october) - восьмой;

Новембер (november) - девятый; децембер (december) - десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер ) имели каждый по 31 дню , а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня .

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца - одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев - януариус - был назван в честь двуликого бога Януса , который считался богом небесного свода , открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода, всякого начинания . Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй добавленный месяц - фебрариус - был посвящен богу подземного царства Фебруусу . Само же его название происходит от слова februare - "очищать", и связано с обрядом очищения.



Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней , и в связи с добавлением 51 дня (почему не 61?) пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней . При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда называли просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalis).
Слово "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.). Разработала новый календарь группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток .

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней .

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный день "упрятали" между 24 и 25 февраля. Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus ) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был выбран как последний месяц римского года. Дополненный год стали называть annus bissextus , откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном - 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го - заход Арктура, 7-го - заход Плеяд и Ориона и т.д. Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
Юлий Цезарь является автором традиции начинать отсчет нового года с первого января .

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус .

А через год, в этом же сенате, Цезаря убили…


Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый) год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели , которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы - нундиды .

В связи с этим сенат переименовал месяц секстилис в месяц августус . Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней . Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу . Так февраль остался с 28 или 29 днями .

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу . Одновременно перенесли один день новембера на децембер . Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века . С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру , начало которой идет от Рождества Христова , а не от сотворения мира, и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.
Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта . Никейский собор , проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату , решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года . В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта .

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио .

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток .
Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323 .



Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля ". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 - 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января . Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир , можно подумать, что два великих писателя скончались в один и тот же день.
На самом деле разница была в 10 дней! Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет .

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление , применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя . Но счет годов велся от сотворения мира , которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.
…………
Теперь о славянских названиях месяцев.
12 месяцев - любимая сказка

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...



Названия месяцев

Январь . Славянское название "Просинец" - от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март
"Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" - понятно почему.
Апрель
Древнерусские имена апреля: "Березень", "Снегогон". В украинском языке месяц носит название "квiтень" (цветущий).

Май - названия "Травень", "Травный" - природа зеленеет и расцветает.
Июнь.
"Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название "Червень".

Июль.

"Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" - липа цветет в июле. «Грозник» - от сильных гроз. И просто - «Макушка лета». «Страдник» - от страдных летних работ.
Август
А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» - от сияния зарниц.
Сентябрь
Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» - погода начинала портиться. В украинском языке месяц - "Вересень" (от цветущего медоноса - вереска).

Октябрь
Чудесное славянское название - "Листопад". Иначе - «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" - холодно!

Табличка славянских названий месяцев


Неделя и дни недели.

Неделя - это период времени в 7 суток , существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.
Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил , которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая "управляет" им.
Счет часов был начат с субботы : первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым - Юпитер, третьим - Марс и т.д., седьмым - Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья , "управляло" Солнце , первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день - Марсу, пятый - Меркурию, шестой - Юпитеру и седьмой - Венере.

Планета, управляющая первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами - названия планет отождествлялись с именами богов . Они управляли днями недели, которые получили их имена . Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

"Планетарные" названия дней недели и в английском и скандинавских языках, но названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым ; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название "шаббат" - покой . При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У славян воскресенье называлось "неделя ", "день, в который ничего не делают " (не занимаются делами). А понедельник - это "день после недели», Вторник - "второй день после недели", итд.
Вот какая не деля...)))


Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник - Monday (англ.) перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс . В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу , аналога Марса.

Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских "среда", "середа ", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера , дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге ), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота », el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень " и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское "воскресенье " появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки - единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат - двенадцатым. И длина часа была переменной , зависела от длины светлого времени суток.

Календа́рь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium - так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э . В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем , или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI -XVII веках.

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе - 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта , приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября . Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым .

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).


Рождение календаря

Любой из нас с легкостью может назвать, какой сегодня день недели, число, месяц, год. В разговоре мы часто используем обороты, которые так или иначе затрагивают тему времени: «через неделю», «год назад», «до новой эры» и т.д.? Но что же стоит за этими привычными словами? Почему мы начинаем Новый год 1 января?
Почему в неделе семь дней, а в месяце 30 или 31 день? Как выглядел самый первый календарь и кто его придумал? На эти и многие другие, схожие с ними вопросы, отвечает вспомогательная историческая дисциплина хронология, или наука о времени и его измерении.

На протяжении многих веков до н.э. люди наблюдали за сезонными изменениями природы, старясь установить какие-либо закономерности, которые затем становились основой будущего календаря (от лат. calendarium - долговая книга), т.е. системы счета промежутков времени, основанной на видимых движениях небесных тел. Главными же объектами наблюдений человека стали Луна и Солнце, что и положило начало трем основным видам календаря - лунному, солнечному и смешанному. В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечном же календаре месяцы никак не согласованы с движениями Луны. А смешанный календарь соединил в себе наблюдения и за Солнцем, и за Луной.

Календарь древней Месопотамии

Почти круглый год в дневное время в Месопотамии настолько жарко, что под солнечными лучами падали в обморок даже самые выносливые рабы, переставал трудиться скот. И лишь когда Луна сменяла Солнце, наступала долгожданная прохлада, и возможно, именно это обстоятельство стало причиной возвеличивания Сины - шумерского бога Луны.
Но лик бога постоянно менялся, и шумеры не могли этого не заметить: то на небе был виден лишь узкий его серп, то он смотрел влево, то вправо, а то и вовсе вставал над Шумером в полном своем великолепии. Со временем жрецы проследили закономерность, в соответствии с которой менялся облик бога: сначала на западе в вечерних солнечных лучах можно было заметить лишь исчезающий бледный узкий серп Сина, но с каждым днем он все дольше проливал на землю свой свет, все выше поднимался по небосклону, как бы догоняя садившееся Солнце, и все это время рога лунного месяца смотрели влево, на запад. Проходило около восьми-девяти дней, и на небе почти всю ночь уже сиял полумесяц, а спустя еще немного времени Син являл шумерам свой лик целиком - наступало полнолуние, когда луна появлялась сразу же после захода солнца и пропадала при первых его утренних лучах. Но только несколько дней жрецы могли любоваться Сином во всей его красе: через неделю бог начинал «таять», и вскоре на небе опять появлялся лишь узкий серп, но теперь рога его были обращены вправо, на восток. А через несколько дней наступали темные ночи - Син вовсе не появлялся на небосклоне, как будто бы лишь для того, чтобы вновь родиться на западе.

Именно так шумерские жрецы представляли себе изменение фаз Луны, длившееся всегда одно и то же время. Каждый раз, когда по расчетам жрецов на западе должна была появиться новая Луна, они поднимались на зиккураты - башни храмов и, увидев на небе серп, при помощи труб оповещали народ о начале нового месяца. Со временем жрецы вычислили продолжительность лунного месяца - около 29 суток. Но такое число было очень неудобным для Шумера, в котором была принята шестидесятеричная система счисления. Совсем другое дело, если бы месяц длился тридцать дней - тогда его можно было бы разделить на пять периодов по шесть дней. Но лунное божество было неумолимо, и каждый месяц длился 29 суток, а если быть совсем точными, то 29,5.
Казалось бы, подобное несоответствие желаемого и действительного не могло оказать никакого влияния на повседневную жизнь Месопотамии: ничего страшного, если условный месяц был немного длиннее или короче лунного. В действительности же все было гораздо серьезнее. Дело в том, что шумеры торжественно праздновали начало нового года и первого календарного месяца - нисану , а приблизительно через 14 дней после праздника наступало новолуние, одновременно с которым начинался разлив Евфрата.

Наверное, не имеет смысла подробно говорить об исключительной значимости для земледельцев знать точную дату начала разлива реки. В условиях жаркого и сухого климата Междуречья нужно было заблаговременно подготовить водохранилища, углубить и отремонтировать каналы и колодцы. Своевременность этих работ во многом зависела от правильности предсказаний жрецов, а значит и от правильности вычисления даты начала нового года. Жрецы сосчитали, что от одного разлива реки до другого Син вновь рождался на западе 12 раз, т.е. ровно столько, сколько раз происходило новолуние. Таким образом жрецы создали первый календарь, состоящий из 12 месяцев, в которых поочередно было по 29 и 30 дней, а сам год состоял из 354 дней. Но довольно скоро жрецы заметили свою ошибку: в ожидаемое время река не разлилась. Казалось, что между богами произошел конфликт и теперь Евфрат не слушался Сина, отказываясь разливаться в «положенное ему время». Стараясь скорректировать свои вычисления, жрецы время от времени добавляли к 12 месяцам еще один - 13-й, чтобы подогнать время разлива реки к началу нового года, но путаница при таких вычислениях была неизбежна. Жрецы вновь стали изучать особенности движения Луны и после многовековых наблюдений составили карту, согласно которой путь ночного светила проходил через двенадцать созвездий, названия которым были даны, исходя из их отдаленного сходства с животными или людьми. До сих пор мы пользуемся этими названиями: лев, скорпион, телец, козерог и др., позже греки назовут эти 12 созвездий зодиаком - «кругом зверей».
Жрецы пунктуально записывали даты каждого нового рождения Луны и полнолуний, но количество дней между новолуниями менялось от 29 до 30. Еще сложнее было согласовать такие единицы времени, как месяц и сутки: если продолжительность месяца зависела от фаз Луны, то длина суток - от восхода и захода Солнца. Перед жрецами встала новая проблема: как соотнести эти две величины.

Казалось бы, каждый день утром Солнце встает на востоке и каждый вечер садится на западе, но долгота дня при этом постоянно разная, и лишь два раза в год день и ночь равны по своей продолжительности. Для того чтобы, с одной стороны, соотнести год и сутки, а с другой - чтобы было легче ориентироваться во времени в течение дня, вавилонские жрецы придумали солнечные часы - гномон . В землю втыкался длинный прямой шест, от которого падала тень, передвигавшаяся соответственно движению Солнца по небу. Круг, который описывала тень в течение дня, жрецы разделили на равные двенадцать частей - точно по количеству месяцев в году, кроме того, число двенадцать прекрасно вписывалось в шестидесятеричную систему счета в Месопотамии.
Но, наблюдая за движениями Луны и Солнца, жрецы-астрономы не могли не заметить, что звездное небо тоже меняется. Из месяца в месяц Луна рождалась у разных созвездий, как бы переходя от одного к другому по очереди, так же как и Солнце. Со временем была выявлена и закономерность этих перемещений светил, позволившая предугадывать, в каком созвездии появится Луна в следующее новолуние. Однако самым важным открытием жрецов того времени было следующее: Солнце из года в год проходит все созвездия в одной и той же последовательности и после того, как опишет полный круг, возвращается в начало своего пути - в точку весеннего равноденствия, когда начинал разливаться Евфрат. Таким образом стала известна общая траектория движения Солнца, но проследить ее более точно было достаточно сложно: днем не видно созвездий, а ночью нет Солнца. Сейчас уже трудно сказать: благодаря каким расчетам жрецы пришли к выводу, что в течение дня Солнце делает на небе 180 шагов (считая, что один «шаг» равен двум диаметрам светила, жрецы сделали вывод, что и за ночь Солнце проходит столько же шагов, таким образом, за сутки светило «шагало» 360 раз). Стоит отметить, что число шагов, случайно или специально, прекрасно укладывалось в шестидесятеричную систему счета, кроме того, именно с этим нововведением жрецов связана традиция делить круг на 360 градусов (само же слово «градус» в переводе с латинского языка означает «шаг»). Далее жрецы предположили, что за день солнце на один шаг приближается к востоку и за 360 дней, проходя все 12 созвездий, возвращается в исходную точку - начинается новый год.

Поначалу жрецы радовались, что наконец создан верный календарь: казалось, что сами боги устроили так, что год продолжается 360 дней. Но многолетние наблюдения за светилом не могли скрыть ошибки - Солнце замыкает зодиакальный круг не за 360, а за 364 с четвертью дня. В лунном же календаре дней было и того меньше - всего 354. Казалось, жрецы вновь встали в тупик: как же все-таки соединить лунный и солнечный календари? Задача была достаточно сложной: каждый год должен состоять из целого числа месяцев, каждый месяц - из целого числа дней, при этом каждый новый месяц должен начинаться с новолуния и, что самое главное, начало года должно совпадать с весенним равноденствием, за которым следовал разлив Тигра и Евфрата. Жрецы вновь погрузились в расчеты, которые привели к достаточно остроумным выводам: раз в календаре каждый раз не хватает 11 с четвертью дней, то за восемь лет их набегает уже 90 - как раз 3 месяца по 30 дней. Значит, календари можно соединить, если в течение восьми лет три раза добавить по одному лишнему месяцу - тринадцатому. Но добавлять этот месяц следовало так, чтобы начало года четко совпадало с днем весеннего равноденствия. Этого можно было достичь, прибавляя лишний месяц ко второму, пятому и седьмому году восьмилетки.

Таким образом, в VI в. до н.э. шумеры были первыми, кто смог согласовать лунные месяцы с солнечным годом, допуская при этом минимальные погрешности.
Но кроме деления года на 12 месяцев, а месяца на 30 или 29 дней, шумеры первыми ввели семидневную неделю. Хотя, на первый взгляд, может показаться и странным, что при шестидесятеричной системе счета в неделе вдруг оказалось семь дней, но на самом деле все достаточно просто. По представлениям жрецов-астрономов, каждым днем в неделе управляла одна из планет, а так как в то время было известно семь планет, то и дней в неделе стало тоже семь. Так, воскресеньем управляло Солнце, понедельником - Луна, вторником - Марс, средой - Меркурий, четвергом - Юпитер, пятницей - Венера, а субботой, которая считалась самым неудачным днем, - Сатурн. Эти представления, которые скорее относятся к области астрологии, чем хронологии, в измененном виде дошли до наших дней. И хотя теперь тяжелым и неудачным днем принято считать понедельник, но в названиях дней недели во многих языках отразилась связь с планетами, повелевающими ими.

Календарь Древнего Египта

В Египте, так же как и в Месопотамии, календарь появился благодаря наблюдениям жрецов-астрономов. Основной функцией календаря было предсказание даты разлива Нила, о скором наступлении которого трудно было судить на основе погодных примет. Несколько месяцев до разлива полноводной реки дул сухой жаркий ветер, сменяемый более прохладным и влажным, постепенно начинала прибывать вода в реке, но лишь в один из дней в году ее уровень достигал своего максимума - и река разливалась по равнине, обещая хороший урожай земледельцам. И необходимо было каким-то способом вычислить именно этот день - начала долгожданного разлива главной водной артерии Египта.
Уже в конце IV - начале III тыс. до н.э. жрецы заметили, что среди множества звезд на небе есть одна особенно яркая. Ее назвали Сотис, или Сириус. В зимнее время эта звезда сияла необыкновенным светом в течение все ночи, и ее было невозможно спутать с какой-либо другой, но затем Сотис появлялся лишь вечером на западе, а вскоре и вовсе пропадал за горизонтом. Но примерно через два месяца Сириус вновь появлялся на востоке, и его обычно можно было заметить в ранние утренние часы. А через несколько дней после его восхода разливался Нил, а кроме того, как позже заметят жрецы, день первого появления Сотиса всегда совпадал с днем весеннего равноденствия.

Так как согласно религиозным представлениям древних египтян начало весны и разлив Нила ассоциировался с ежегодным воскрешением бога Осириса, о чем нам рассказывает известный миф, то и восход Сириуса египтяне связывали со своими религиозными представлениями. Теперь звезда, оповещавшая о начале нового сезона, виделась им небесным воплощением, «душой» богини Исиды - матери Осириса. Каждый год богиня оплакивала своего погибшего сына, роняя слезы в Нил, и каждый год весной слезы переполняли реку и ее воды разливались по Египту, долина покрывалась молодыми зелеными всходами, расцветали деревья, символизируя воскрешение Осириса. Так египтяне пытались объяснить взаимосвязь между восходом Сотиса и разливом Нила.
Теперь было достаточно сосчитать, сколько дней проходит от одного восхода звезды до другого, и получился бы временной отрезок, равный одному году, начало которого всегда бы совпадало с разливом Нила и летним солнцестоянием. Таким образом, египтяне были первыми, кто создал календарь на основе движения Солнца. Используя результаты своих наблюдений, жрецы пришли к выводу, что год состоит из 365 дней, которые жрецы для удобства счета разбили на 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс 5 дней, которые праздновались как дни рождения наиболее почитаемых в Египте богов. Первым месяцем в году, который и начинался с появлением на горизонте Сотиса, был Тот. Но вскоре жрецам пришлось усомниться в правильности своих расчетов: если считать, что в году 365 дней, то 366-ой был первым днем следующего года. Но тогда получалось, что если в этом году Сотис взошел в первый день месяца Тот, то через четыре года он появится только второго числа, а еще через четыре года - третьего. В чем же ошибка? Несколько десятков лет понабилось жрецам-астрономам, чтобы догадаться, что в году не ровно 365 дней, а 365 с четвертью, поэтому-то и появляется этот «лишний» день каждые четыре года. Таким образом, получалось, что праздник Нового года должен был смещаться и праздноваться на один день позже каждые четыре года. Какой бы странной ни показалась нам эта традиция праздновать начало года в разные дни, а затем и месяцы, но в глазах жрецов это было вполне допустимо, ибо «такой небесный порядок установили сами боги».
С такой «переходящей» датой Нового года связана довольно интересная легенда. Как гласит предание, в 2782 г. до н. э. в Египте оборвалась старая и началась новая династия фараонов. Будущему правителю непременно хотелось, чтобы начало его царствования совпало с началом года и праздником в честь восхода Сириуса. Это желание было вызвано еще и тем, что в тот год восход звезды приходился как раз на первое число месяца Тот, что случалось лишь раз в 1460 лет. И тогда фараон решил, что он подарит каждому из своих 70 самых важных сановников по одному дню царствования. И когда прошли 70 дней правления «однодневных царей», то фараон вступил на престол, как он и хотел, в первый день Нового года.
Подобная практика переноса даты начала года просуществовала в Египте вплоть до 238 г. до н.э., когда один из придворных астрономов посоветовал правящему тогда Птолемею III исправить существовавший календарь таким образом, чтобы он не расходился с солнечным годом и стал более устойчивым. Царя удивило, каким простым оказалось решение проблемы «кочующего года», и 7 марта 238 г. до н.э. царь приказал установить недалеко от храма в Канопе камень с высеченным на нем указом, названным впоследствии Канопским декретом. Суть его сводилась к тому, что если раз в четыре года дата восхода Сотиса сдвигается на один день, то для того, чтобы Новый год всегда наступал 1-го Тота надо всего лишь раз в четыре года добавить к последнему месяцу еще один день. Таким образом продолжительность каждого четвертого года становилась 366 дней, так появился високосный год.
Обычный же год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый, в конце года оставшиеся 5 дней объявлялись праздниками, каждый из которых посвящался одному из наиболее почитаемых богов: Гебу и его супруге богине Нут, Осирису, Гору, Сету, Исиде и Нефтиде. Год также делился на 4 сезона, каждый из которых состоял из 4 месяцев.
День в Древнем Египте состоял из 24 часов (12 дневных и 12 ночных). Ночью точный час определялся по звездам, с помощью линейки с прорезанной щелью и двух наугольников со свинцовым отвесом на бечевке. Сама процедура вычисления часа может показаться нам достаточно забавной: в ней участвовали два человека - наблюдатель и его помощник. Помощник становился спиной к звездам, а наблюдатель - напротив него. Далее, сверяясь со специальной таблицей, составляемой жрецами вперед на 15 дней, в которой оговаривалось расположение наиболее ярких звезд по отношению к голове помощника, наблюдатель определял время.

Днем же, когда звезд не видно, египтяне определяли время при помощи специальной конической вазы, высотой приблизительно с локоть и с отверстием в дне. Объем вазы и диаметр отверстия рассчитывался мастерами таким образом, что вода вытекала из нее за 12 часов; внутри такой вазы делались специальные насечки, отмечавшие уровень воды, соответствующий каждому из 12 часов. Снаружи вазу обычно украшали астрономическими знаками: наверху божества 12 месяцев, а в нижних ярусах - 36 знаков зодиака. Такие водяные часы называются клепсидрами , они использовались и днем, и ночью, хотя в солнечном Египте в течение дня удобнее было пользоваться солнечными часами. Но в любом случае, точное определение часа было необходимо только жрецам, от которых требовалось проведение магических ритуалов строго в одно и то же время, обычным же людям часы были не нужны.
Интересен и тот факт, что на протяжении всей своей истории египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Дни и месяцы обозначались номерами, и обычно дата выглядела так: «год первый, месяц второго сезона разлива, день пятый правления фараона…».
Названия египетских месяцев соответствовали именам богов или названиям природных явлений: Тот, Фаофи, Азир, Хояк, Тиби, Мехир, Фаменос, Фармуси, Пахон, Паини, Эпифи, Мезори, даже дополнительные пять дней имели свое название - Наси.
После того как Египет был завоеван римлянами, император Август в 26 г. до н.э. ввел этот календарь в Александрии, и до сих пор им пользуются копты и эфиопы, ведущие начало своего летоисчисления от вступления на престол римского императора Диоклетиана 29 августа 284 г.

Календарь Древнего Китая

Так же как и в других древних государствах, где земледелие было основным занятием населения и календарь был необходим прежде всего для предсказания сезонных изменений погоды и разливов рек, в Китае во II тыс. до н.э. были заложены основы летоисчисления на основе наблюдений за фазами Луны - т.е. положено начало лунному календарю.
Год в древнем Китае начинался в период зимнего солнцестояния, и, как подсчитали древнекитайские астрономы, от одного зимнего солнцестояния до другого проходило чуть больше чем 365 суток. И так же, как и перед вавилонскими и египетскими жрецами, перед ними встала задача: как поступить с неполным последним днем года. Но, в отличие от Месопотамии, в Китае астрономы пришли к выводу, что новолуние совпадает как раз с днем зимнего солнцестояния каждые 235 лунных месяцев, или 19 солнечных лет. Вскоре после этого открытия, в VI в. до н.э., в Китае был введен 19-летний цикл - чжан. Но тут астрономов подстерегала новая проблема: дело в том, что за 19 солнечных лет проходит только 228 лунных месяцев, т.е., для того чтобы окончание цикла чжан совпадало с днем зимнего солнцестояния, необходимо было каким-то образом уровнять 19 солнечных лет и 235 лунных месяцев. Семь «лишних» месяцев астрономы решили разделить между годами так, чтобы 7 из них состояли не из 12, а из 13 месяцев. Было решено дополнять второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, пятнадцатый и восемнадцатый года в 19-летнем цикле. При этом дополнительный месяц ставился не в конце года, а в середине. Теперь, хотя начало Нового года и наступало чуть позже зимнего солнцестояния, каждые 19 лет два этих события совпадали, как и было задумано на заре создания календаря в Китае.
Со временем китайские астрономы достигли огромных успехов в науке об измерении времени. Именно в Китае возникли первые обсерватории, был составлен первый вращающийся небесный глобус, нарисована наиболее полная для того времени карта звездного неба, включающая в себя даже те звезды, которые вспыхивали лишь время от времени. Стало возможно не только предсказывать солнечные затмения, но и были сделаны попытки объяснить данное явление с научной точки зрения; именно китайские астрономы открыли пятна на Солнце, тогда как в Европе это открытие было сделано лишь в 1610 г. Галилео Галилеем. Кроме того, Китай был единственным государством, где еще в древности календарь стал доступен даже неграмотным людям. Специально для них были добавлены два межсезонья к уже существующим четырем сезонам (зима, весна, лето, осень), более подробная градация года позволяла земледельцам более точно определять сроки сева, жатвы и других не менее важных сельскохозяйственных работ.

Начало каждого месяца в Китае совпадало с новолунием, сезон же длился около 15-16 дней и не был определен лунными фазами. Каждый год 23 декабря начинался сезон дунчжи (зимнее солнцестояние), и любой крестьянин знал, что через 81 день наступит весна и можно будет пахать землю.
Однако параллельно с этой системой счета времени в Китае была и другая: каждый месяц делился на три десятидневки (или две десятидневки и одну девятидневку), вроде привычного нам деления на недели. Каждый из десяти дней обозначался своим иероглифом, которые назывались «небесными пнями». Каждый месяц так же обозначался определенным иероглифом из группы «земных ветвей». Такая сложная для нас система летоисчисления казалась китайцам очень удобной и объединялась в циклы, включавшие 60 лет и состоявшие в свою очередь из четырех циклов по 12 лет. Каждый год 12-летнего цикла назывался годом определенного животного - вот откуда появился знакомый нам китайский календарь, согласно которому и сейчас, встречая Новый год, мы называем его годом лошади, козы, обезьяны, петуха или другого животного.

Сложным был путь создания календаря. С одной стороны, древним людям казалось, что сами боги - небесные светила - говорят им, как определять время, а с другой - именно Луна и Солнце вводили их в заблуждение. Солнце подсказало деление времени на сутки, состоящие из дневной и ночной половины, Луна определила деление на месяцы; вот только лунный и солнечный года не совпадали по своей протяженности. Трудно было соединить две, на самом деле независимые друг от друга, шкалы измерения времени, но и это удалось древним жрецам-астрономам, учитывавшим в своих календарях расхождения между солнечным и лунным летоисчислениями. Кроме того, одной из важных особенностей календаря на Древнем Востоке было то, что им могли пользоваться и определять время только образованные люди, а зачастую исключительно жрецы-астрономы, располагавшие специальными картами и таблицами. А календарь был нужен и земледельцам, т.е. людям необразованным, для предсказания изменений погоды и разливов рек. Зачастую от правильности этих предсказаний зависела судьба будущего урожая и жизнь целого народа. Часы же, наоборот, были необходимы только жрецам, отправлявшим культы богов.
Именно жрецы-астрономы Древнего Востока, которые изобрели первые календари, заложили основы современной астрономии и нашего календаря. Они разделили год на 12 месяцев по 30 или 31 дню, определили продолжительность недели, нарисовали достаточно подробную для того времени карту звездного неба, попытались определить траектории движения Солнца и Луны и многое другое. Но одновременно с этим, им мы обязаны и зарождением лженауки астрологии и всех связанных с ней суеверий о счастливых и несчастливых днях в гороскопе.

Наталья РОССЕЛЬС

Каменцева Е.И. Хронология. - М., 1967.
Красильников Ю.Д. Солнце, луна, древние праздники и новомодные теории. - М., 1999.
Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1962.
Эфросман А.М. История календаря и хронология. К вопросу о происхождении нашего летоисчисления. - М., 1984.