Анализ подготовки к выполнению разрабатываемых образов. Стиль рококо в одежде и интерьерах Прическа в стиле рококо

Философию стиля Рококо определяли женщины. «Женщины царствовали», — сказал Пушкин о том времени, когда заря рококо только занималась. Рококо считает главным в жизни — праздник, утонченное наслаждение и любовь. Игра, «искусство казаться» в жизни достигло в этот век такого совершенства, что театр с его условностями на сцене — померк.

На протяжении всего XVIII в. чувственность и изысканность будут определять стиль женской аристократической одежды. В моде тонкая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер, маленькая головка, небольшая высокая грудь, маленькие руки, тонкая шея, узкие плечи — женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

Все аристократки, будь то роскошная маркиза де Помпадур или добродетельная Мария-Терезия, с легкой руки герцогини Шрусбери, носили умерено пышные юбки на каркасе и маленькую, скромную, слегка припудренную причёску, украшенную букетиками или кружевной наколкой.

Маркиза де Помпадур

Австрийская императрица Мария-Терезия

Пышность юбки гармонировала с прической и была относительно невелика

Однако с появлением на истрической сцене Марии-Антуанетты панье (в России — фижмы) постепенно приобрели просто устрашающие размеры. К 1725-му году они достигали 7-ми и более футов диаметром, вследствии чего круглое панье заменяется двойными фижмами, когда две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно) крепили тесьмой на талии.

Юбка с панье "с локтями"

Эта юбка с панье "гондола" (плоская спереди и сзади)

Однако ширина такой юбки создавала ее владелице массу неудобств.. в частности, было невозможно сесть в карету или пройти в дверь. Французские портные вскоре усовершенствовали и эту модель, предложив остроумную конструкцию, правда, довольно сложную: металлическое панье, отдельные части которого крепились на шарнирах и были подвижны. Управлялись они с помощью лент, выпущенных через небольшие разрезы на поверхность юбки.

По мере увеличения ширины юбки росла и высота дамских причесок. Все начиналось скромно…:-)

Однако уже в 70-е годы прически представляют собой целые сооружения высотой от 50 до 100 см, возведением которых по несколько часов занимаются искуссные парикмахеры-куафёры.

Настала эпоха парикмахерских безумств, ознаменованная появлением прически "Цветы королевы", украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия.

Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота».

Творчество виртуоза парикмахера и шляпника Леонара Отьё по прозвищу Боляр — «Великолепный» и неуёмная фантазия королевы Марии-Антуанетты дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике.

Головные уборы, конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения», — так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку.

Удобство, изящество и красота были принесены в жертву Её Величеству Моде. Несмотря на очевидные неудобства таких причесок — дамы спали, положив голову на специальные подставки, на голову надевались специальные каркасы и эта опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья. На такие высокие причёски использовали десятки шиньонов, шпилек, помады и пудры — куафёры изобретали и воплощали в жизнь всё новые и новые виды «искусственности», стараясь угодить всем вкусам, пристрастиям, а также сообразуясь с политическими переменами. Число разнообразных причёсок постоянно увеличивалось. В книге «Похвала парикмахеров, направленная дамам» их было перечисленно 3774.


Эпоха Рококо

XVIII в. был веком расцвета женских причесок и париков. Никогда разнообразие моды и её «драматичность» не были показаны так очевидно, как в эпоху рококо. Между двумя крайностями – от высокой причёски к низкой и наоборот – постоянно колебалась мода. В первой половине XVIII столетия женские причёски во Франции продолжали оставаться громоздкими и тяжеловесными. В основном они повторяли силуэты причёски «а-ля Фонтанж» с небольшими изменениями. В скором времени высокая причёска в 2 фута (62 см) начинает опускаться и получает название «Фонтанж-комод» - «удобная».


Жёны буржуа носили причёски поскромней: «а-ля Кульбит», «а-ля Мутон». В 1712 году «фонтанж» становится не модным и исчезает. Король Людовик XIV теряет былой интерес к моде и полностью подчиняется влиянию своей последней фаворитки мадам Ментенон, набожной и скромной женщины, носящей нелепую, приплюснутую причёску, получившей язвительное название «Смирение». Все придворные дамы вынуждены были причёсываться «а-ля Ментенон» .

С 1725 года (при дворе Людовика XV) входят в моду маленькие, изящные причёски, которые сильно пудрили. Эти причёски называли «малыми пудренными». Они были почти одинаковы для мужчин и женщин. Волосы завивали в лёгкие завитки, наподобие раковины и укладывали вокруг головы широким венком, оставляя затылок гладким. У женщин в причёске присутствовали ещё два змеевидных локона, которые спускались на сильно декольтированную грудь. Такую причёску носила графиня Коссель, фаворитка курфюстра саксонского Августа II, поэтому причёску называли её именем.


Мария Лещинская, полька по происхождению, уделяла много внимания своей внешности и гардеробу. 1725 году она вышла замуж за Людовика XV и много сделала для развития моды при королевском дворе. Причёску графини Коссель она усовершенствовала, украсила пером и брошью, и назвала её «Полонез» .



Вступление на престол Людовика XVI ознаменовалось двумя вещами: невиданным ростом государственного долга Франции и появлением новой причёски «Цветы королевы» , украшенной хлебными колосьями и рогом изобилия. Это было началом парикмахерских безумств. Очень скоро мода вытеснит прежние, более скромные причёски времён раннего рококо. Тон задаёт сама королева. В 60 – 70-е годы причёски представляют собой уже целые сооружения в полметра высотой, которые возводят искусные парикмахеры-куафёры. Работа длится по несколько часов. Парижский «Courrier des Dames» даёт модницам очередной совет: «Каждая дама, желающая привести свои волосы в соответствие с последними вкусами, должна приобрести эластичную подушечку, точно соответствующую размерам её головы. Уложив, напудрив и напомадив как следует волосы, нужно подложить под них подушечку и поднять до нужной высоты…». Соперничая между собой, столичные куафёры измышляли не только невиданные до сих пор причёски, но и неслыханные для них названия: «Зодиак», «Бурные волны», «Охотник в кустах», «Бешеная собака», «Герцогиня», «Отшельник», «Капуста», «Мушкетёр», «Полисадник», «Улыбка ангела», «Расцветающая приятность», «Прелестная простота» .

Боляр – виртуоз моды .

Блистательный Леонар Отьё по прозвищу Боляр - «Великолепный», был придворным парикмахером и шляпных дел мастером Её Величества Марии-Антуанетты. «…Виртуоз моды – утончённый, жеманный, манерный, одним словом, настоящий кутюрье, он полностью соответствовал тому типу, многочисленные образцы которого нам хорошо известны. Его современник – поэт, оставил хвалебные строки, посвящённые Боляру - Архимеду моды, волшебнику, который в своём роскошном магазине распоряжается вкусами клиента:

Боляр, cтолько шедевров, таких блестящих, Которыми ты украсил своё Отечество, Подтверждают твой огромный талант. Ты держишь драгоценный жезл, Что превратил Французскую империю В империю счастья и феерии.

Боляр преподнёс королеве сделанную им самим благоухающую розу, сердцевина которой открывалась, являя взору миниатюрный протрет Её Величества. Это показалось очень обидным для Розы Бетрэн, которая стремилась к единовластию над своими высокопоставленными клиенками и, она надолго отказалась выполнять заказы принцессы де Ламбаль, виновницы знакомства Боляра с Марией-Антуанеттой.

Ближайшее окружение Марии-Антуанетты также были клиентками Боляра. Мадам де Матиньон, известная своими дерзкими выходками (даже в день казни она осталась верна себе: на эшафот она взошла нарумяненная и в шикарном платье), заключила с великим куафёром соглашение: двадцать четыре тысячи ливров и он каждый день сооружает ей новую причёску. Эти причёски были настолько высокими, что « дамы ехали в своих каретах, стоя на коленях или согнувшись до предела. Их лица будто вставлены в середину тела…», - так писали в 1775 году.

Причёски требовали много шпилек, помады, пудры, поэтому её старались сохранить как можно дольше, не разбирая несколько дней, а то и недель. Во время сна дамы пользовались специальными подголовниками, которые позволяли держать причёску на весу. Тот же знаменитый Леонар Боляр, был первым создателем причесок, составлявших единое целое с головным убором.

Творчество виртуоза парикмахера и неуёмная фантазия королевы дали миру такие шедевры, как «Взрыв чувствительности», «Сладострастная», «Тайная страсть». В сравнении с бледной «неженкой» или скромной «бабочкой» предыдущего периода это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. В них находили отражение международные события, успехи в технике

Головные уборы , конечно же, существовали самостоятельно. Целое направление в создании шляп, придумал знаменитый маэстро: «шляпы настроения» , - так назывались причудливые сооружения, вписанные в не менее причудливые причёски изысканных дам. Они предназначались для выражения тайных мыслей и чувств особы, надевшей такую шляпку. Вокруг головок легкомысленных дам вились бабочки – целая стая вестниц любви говорила о поисках или поощрении флирта с кавалером, саркофаги и траурные урны говорили о меланхолии из-за погибшей любви. Для герцогини де Шартр, которая в 1775 году родила сына (будущего Луи Филиппа) Леонар придумал причёску с восседающей роскошной кормилицей, державшей ребёнка на руках. Маленькие фигурки – безделушки стали необходимым средством для создания задуманного образа. Отныне у них появилась самостоятельная жизнь в неизменном процессе создания костюма. Они позволяли модисткам и куафёрам воплощать любые фантазии: политические события, сражения и победы, судебные процессы, театральные успехи, салонные сплетни – всё служило предлогом для создания новых украшений, отделки новых моделей головных уборов и причёсок.

Прически 18 века – это сочетание показной роскоши и вычурности. Это связано с сильным влиянием стиля рококо, который нашел свое отражение не только в архитектуре, дизайне, живописи, но и в парикмахерском искусстве.

Характерные особенности

Данный период увековечен в мировой истории вплоть до начала 19 века как «столетие женщин» (так назвала XVIII век маркиза де Помпадур). В то время дамы носили пышные шикарные наряды, инкрустированные огромным количеством камней и блесток, наносили на лицо много косметики, которая зачастую была крайне вредна для здоровья.

Прически дам скорее напоминали скульптурные фигуры и сложные композиции, чем обычную укладку. Для декора использовались перья, цветы, драгоценности. Удивительно, но прически были настолько причудливы, что дамы носили на голове целые корзины с фруктами, корабли и паруса. Они были изготовлены из бутылок с водой и каркаса из проволоки.

Как менялись прически в течение XVIII века

Эволюция парикмахерского искусства была настолько стремительна, что выделяют несколько этапов его развития в 18 веке.

  1. Начало столетия (1700–1713 гг.) ознаменовалось появлением и широким распространением среди дам из высшего общества помпезного фонтажа. Так называли накрахмаленный кружевной чепец. Он был разных видов и форм, что позволяло экспериментировать с различными прическами.
  2. В середине столетия (1713–1770 гг.) прическа с применением фонтажа сменилась завивкой. Локоны укладывали в венки, корзинки или просто делали в виде спирали или змеек, которые кокетливо опускались на оголенные плечи дам. Прически декорировали лентами и диадемами. Иногда барышни носили парики, в точности отображавшие модные укладки с причудливыми названиями «птичка», «бабочка», «неженка».
  3. В 70–80-х годы 18 века королева Мария-Антуанетта ввела в моду высокие громоздкие прически. Для придания пышности и объема использовали различные шиньоны, конские волосы, накладки и даже подушки. Чтобы массивная конструкция не падала и не теряла своей формы, внутрь вставляли прочные каркасы из проволоки. Такая прическа весила несколько килограммов и достигала 50 см в высоту. Парикмахеры 18 века трудились над подобным произведением искусства несколько часов для того, чтобы дама могла носить укладку неделю. Каждая деталь обильно смазывалась помадой на основе специального сала и густо припудривалась. Со временем от причесок начинал исходить неприятный запах, который приманивал насекомых и грызунов. Из-за этого дамам приходилось постоянно пользоваться духами. Были также популярны укладки с головными уборами. На шляпе мог размещаться корабль, замок или даже живой букет из цветов. Благодаря вмонтированной в прическу вазе цветы долгое время не вяли.
  4. Устав от неудобных массивных причесок, в начале 80-х годов 18 века барышни сделали акцент на скромности и удобстве. В моду вошли распущенные волосы с кокетливыми завитками, кудрявые локоны. На смену накладным шиньонам и парикам пришли начесы из собственных волос, разнообразные по форме челки. Использовали также объемные узлы из волос, похожие на греческие, но более массивные. А заплетенные косички образовывали гребень на макушке.
  5. В конце 80-х годов 18 века появились повседневные укладки, в моду вошла прическа «Плакучая ива», которая состояла из высокого пучка и локонов в виде змеек по бокам. Укладки этого периода отличались легкостью и воздушностью. Декор в виде цветов и камней присутствовал в бальных прическах.
  6. Конец 18 – начало 19 века ознаменовался в парикмахерском искусстве плоскими волнами, декорированными перьями, диадемами, лентами и обручами. Укладку делали в форме тюрбана, используя в работе щипцы.
  7. Укладка в стиле Марии-Антуанетты

    Это самая простая и одновременная величественная укладка того времени. Дело в том, что королева Мария-Антуанетта являлась законодательницей мод 18 века. У нее был личный парикмахер по имени Леонар Боляр, с которым она любила придумывать новые прически и наряды. Мария-Антуанетта не боялась экспериментировать со своей внешностью и вошла в мировую историю как самая яркая представительница эпохи рококо.

    Обладательница длинных густых волос может попробовать сделать своими руками популярную прическу того времени, которая носит имя выдающейся королевы. Подробные схемы и фото легко найти в интернете. Для этого понадобятся проволочный каркас, вата, шпильки, лак. Для создания прически необходимо выполнить следующие действия.


    1. Тщательно расчесать волосы и установить на макушке каркас.
    2. Внутрь каркаса поместить вату или подушку.
    3. Поднять волосы наверх, накрыть ими основу и закрепить с помощью невидимок или резинки.
    4. Боковые и затылочные волосы завить в локоны и уложить каскадной волной.
    5. По желанию можно украсить прическу лентой, бусами, перьями.

    Укладка в стиле рококо

    Подобная прическа 18 века придется по душе и современным барышням, ведь она отличается простотой и воздушностью. Алгоритм ее создания приведен ниже.

  • Волосы разделяются на пряди, каждая из которых сбрызгивается лаком и завивается с помощью щипцов на расстоянии 10–15 см от корней.
  • Сделав у корней начес, все волосы убирают назад, открывая зону виска.
  • Пряди закрепляются на макушке невидимками или шпильками.
  • Хорошим декором послужит лента или большая заколка.

Назад в прошлое

Эпатажные прически в стиле рококо 18 века оказали большое влияние на развитие современного парикмахерского искусства. Особая техника стрижки послужила основой для создания новых образов. Прически той эпохи является примером для подражания для нового поколения парикмахеров-стилистов.

Делать такие произведения искусства очень непросто, ведь необходимо обладать недюжинной фантазией, профессионализмом и тонким вкусом. В России и за рубежом талантливые парикмахеры представляют свои работы, сделанные в лучших традициях 18 столетия, дополненные современными деталями. Например, стилист Тоно Санмартина организовал персональную выставку, на которой были представлены 14 работ в стиле рококо.

Смотрите видео о создании прически эпохи барокко:

by Записки Дикой Хозяйки

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль - барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники «жабо» (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

Вторая половина XVII века - это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны.

Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды («испанская бородка»).

После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа «а ля Фонтаж» из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить, и натягивать, на прополочный каркас Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и продолжался вплоть до революции. «Король-солнце», говоривший: «Государство - это я», все-таки по-своему заботился о величии Франции. А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем другом не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию законодательницей мод. И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических понятиях того времени. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения. В 1740 году поэт Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца Буше любовнице Людовика XV, госпоже де Помпадур:

Говоря откровенно, я ищу
Лишь изящество, грацию, красоту,
Мягкость, вежливость и веселость -
Словом, все то, чем дышит
Чувственность или игривость.
Все это без лишней вольности,
Под покровом, которого требует
Придирчивая добродетель.

На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась «пудреная прическа». Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем «маленькой женщины». Впоследствии (при Марии-Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады... Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами. Парикмахеры ценятся на вес золота. Это был расцвет парикмахерского искусства.